Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Для Вас родители! » Воспитание детей

Профилактика компьютерной зависимости в семье
С одной стороны, компьютер – это хороший помощник и друг для вас и ваших детей, но в то же время он может стать вредной привычкой, отвлекающей от настоящей и не менее интересной реальной жизни, и даже болезнью. Чтобы этого избежать, следует лишь грамотно построить процесс общения с компьютером, чтобы свести к минимуму его отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье.
Что же делать:
понять, что существует много факторов риска для детей и для взрослых при использовании компьютеров;
не пускать компьютерную жизнь наших детей на самотек – ознакомиться с культурой использования новых технологий;
руководить компьютерной жизнью вашего ребенка – обсуждать с ним (с ней) как и что он (она) использует в Интернете, в какие игры играет;
установить режим использования компьютера – от 15 минут для детей до 8 лет до 1,5 -2 часов для подростков;
следить за развитием способностей ребенка и регулировать общение с компьютером в нужном направлении.
В отношении компьютера родителям могут быть даны следующие основные рекомендации: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.
Приходится исходить из того факта, что компьютер уже прочно вошёл в жизнь современного ребенка. В любом случае все родители должны стремиться свести «общение» ребенка с компьютером до минимума (ради сохранения здоровья физического) и сделать его строго выборочным (ради сохранения здоровья психического). Поэтому, для того чтобы избежать появления у ребенка зависимого от компьютера поведения, не забывайте о следующих элементарных правилах:
установите компьютер в общей комнате вашей квартиры, а не в детской;
постарайтесь жестко регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером; ребёнок не должен работать на компьютере более 1,5 – 2 часов, делая при этом небольшие перерывы через каждые 30-40 минут, во время которых полезно посмотреть на растения (комнатные цветы, деревья за окном), аквариумных рыбок;
контролируйте сюжеты игр, в которые играет ваш ребенок; старайтесь не разрешать ребенку играть в игры, где присутствуют сцены насилия, агрессивное поведение героев. Рекомендуется также контролировать приобретение ребёнком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
следует чередовать занятия за компьютером с подвижными играми или упражнениями, а на экране компьютера – аркадные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции с какими-нибудь головоломками, логическими играми;
чтобы ребенок и в самом деле не слишком предавался «компьютерному одиночеству», родителям рекомендуется самим активно включаться в процесс компьютерного действа или же организовывать своему ребёнку компанию сверстников. Современные программы предоставляют весьма широкие возможности коллективной игры и коллективного творчества, в том числе и путем включения компьютера в сеть. Помните, что в этом случае ребенок общается не с машиной, а с людьми;
если ребёнок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать в каком компьютерном клубе он бывает и с кем там общается; важно знать, с кем дружит или не дружит ваш ребёнок не только в реальной, но и виртуальной жизни, и в чём причина его предпочтений;
помогите ребёнку в реальной жизни выстраивать дружеские отношения со сверстниками: приглашайте его друзей в дом, на дачу, на дни рождения. Поощряйте участие ребёнка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, моделирование кораблей или литературный кружок. Пусть ребёнок почаще играет с другими детьми на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребёнка со сверстниками. Наоборот, пусть компьютер помогает этому – скажем, набрать и отпечатать пригласительные билеты на домашнее торжество, поздравительную открытку, генеалогическое дерево вашей семьи и пр.;
работа ребёнка за компьютером должна носить исследовательский характер. Используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира, адаптации ребёнка к меняющимся условиям бытия. Старайтесь активнее использовать позитивные возможности компьютера. Возможно, ребенка заинтересует программирование, веб-дизайн (создание сайтов в Интернете), компьютерная графика, анимация (создание мультиков). А для этого желательна заинтересованная помощь взрослого, но не просто критикующего и запрещающего, а помогающего;
не усаживайте ребёнка за уроки сразу после общения с компьютером и не разрешайте смотреть телевизор: пусть хотя бы на четверть часа он выйдет на свежий воздух, а вы тем временем проветрите комнату; не допускайте, чтобы ребенок принимал пищу у монитора, играл в компьютерные игры перед сном, ночами или пренебрегал общением с друзьями, школьными делами;
воспитывайте ребенка таким образом, чтобы компьютер воспринимался им лишь как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель;
очень важно в свободное от учебы время занять детей чем-то и полезным и интересным; развивайте интерес ребенка к различным видам деятельности: спорту, искусству, музыке, науке. Организуйте посещение им разнообразных кружков, секций, школьных факультативов и др.;
также важно, чтобы у ребенка в семье была своя постоянная обязанность: убирать свои вещи, свою постель, вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Конечно, домашних обязанностей не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно. При этом ребёнок должен быть уверен, что его труд нужен в семье, что он настоящий помощник. Можно вместе с ребёнком выращивать (даже в условиях городской квартиры) декоративные или съедобные растения. В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными – будь то рыбки, или кошка, или собака. Бывает, что подросток спешит после школы домой не для того, чтобы устроиться за компьютером, а потому что там его ждет четвероногий друг, которого никто, кроме него, не покормит, не выведет гулять;
одним из средств, которым можно защитить от вредных влияний компьютера ребёнка, является природа; важно при всей своей занятости не жалеть сил и времени на прогулки с детьми (в том числе и поездки за город). Не говоря уже о возможности просто «подышать воздухом», прогулка – это детско-родительское общение в приятной и интересной обстановке; больше разговаривайте с сыном или дочерью, прежде всего, о его интересах, в том числе и о его занятиях на компьютере и специфике Интернет-общения;
если у вашего ребёнка проявляются серьёзные признаки компьютерной игровой или Интернет-зависимости, проконсультируйтесь со специалистами (педагогом, психологом). Навязчивое использование компьютера или Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка;
обращайте внимание на причины, заставляющие ребенка уходить с головой в виртуальный мир. Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью вашего ребенка могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка (конфликтные семейные или школьные отношения, трудности в общении со сверстниками, неуверенность в себе);
не запрещайте компьютер и Интернет. Ведь для большинства детей он является важной частью их общественной жизни, служит для ребенка источником полезной информации и средством общения со сверстниками. Вместо этого установите внутрисемейные правила пользования компьютером, Интернетом. В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит ребёнок за компьютером и в Сети; запрет просмотра веб-сайтов до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых». Не секрет, что Интернет полон совершенно недетскими сайтами и ненужными людьми. Безусловно, существуют системы фильтрации содержания веб-сайтов (так называемый kid-safe), однако, современные дети нередко подкованы в данном вопросе и, не без «доброй» помощи друзей, обходят любые защиты. Мало того, никакие фильтры не останавливают нездорово настроенных взрослых, любителей пообщаться с детьми... Тут уж дело за вами, дорогие родители. Глупо лишать вашего ребенка знаний и общения, но до определенного возраста лучше держать этот процесс под ненавязчивым контролем;
если ребёнок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ к нему без разрешения родителей;
однако родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком. Поэтому была создана программа КиберМама™ - www. cybermama. ru. КиберМама™ - программа для родителей, позволяющая планировать, контролировать и ограничивать работу детей на домашнем компьютере, а также предоставляющая возможность проконтролировать, чем ребёнок занимается в Интернете.
Предлагаем вам ещё несколько полезных ссылок:
http://www. kaspersky. ru/ kaspersky_internet_security_7_0
В знаменитую комплексную программу защиты ПК от вирусов и всех других типов вредоносных программ отныне заложена функция «Родительский контроль». В зависимости от того, какой профиль установлен (ребёнок, подросток или взрослый), программа ограничивает время, проведённое в Интернете, блокирует доступ к электронной почте и определённым веб-сайтам (по списку или по тематике).
http://www. microsoft. сom/ rus/ athome/ security/ children/ default. mspx
Специальный раздел официального сайта компании «Microsoft» на русском языке посвящён вопросам безопасности детей в Интернете.
http://laste. аrvutikaitse. еe// rus/ html/
Сайт содержит подробное описание правил поведения детей в Интернете и инструкции по безопасности их пребывания в мировом кибер-пространстве.
www: content-filtering. ru
Здесь родители и дети могут познакомиться с основами безопасности в Интернете, с «Биллем о правах детей в Интернете», узнать об опасностях, с которыми подростки могут столкнуться в чатах и при он-лайн-знакомствах, получить рекомендации по безопасному поведению детей в Сети.
можно только добавить, что родительский запрет должен быть обоснован. Во всяком случае, задача родителей – доходчиво объяснить обиженному ребенку, почему не следует злоупотреблять времяпрепровождением за компьютером и в Сети.
Злоупотребление компьютером – своего рода наркотик. Он сугубо отрицательно влияет на тело и душу как ребенка, так и взрослого человека. Развивается так называемая «компьютерная болезнь». Лечение этой компьютерной болезни – довольно длительный процесс. Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию. Поэтому в качестве лечения применяют различные виды воздействия, в частности постепенное изменение мыслительных установок и поведенческих стереотипов. В курс лечения входит медицинские средства, психотерапевтические сеансы, психологические тренинги, иглоукалывание и ежедневные занятия спортом. Как и при других видах зависимости (например, пищевой), прежде всего, необходимо научить зависимого устанавливать ограничения, находить баланс и разумно распределять своё время без полного отказа от любимого вида активности. При Интернет-зависимости можно рекомендовать пользователю полностью исключить посещение чатов.
Основная же проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень непросто. Как говорится: «Болезнь легче предупредить, чем лечить».
Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является привлечение его к деятельности, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы электронные игры и процессы не стали для него заменой реальной жизни. Задача взрослых – показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений и занятий помимо компьютера, в частности искусство, спорт, туризм, различные хобби, общение с друзьями и многое другое, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психическое состояние.
Мы очень надеемся, что сегодняшние советы помогут вам, уважаемые родители, правильно организовать общение ребенка с электронным другом.

Упражнения для глаз.

Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика – около одной-двух минут – проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза!
Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет немалая.
1.На счет 1-4 закрыть глаза, напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2.Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4.Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5.Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
7.«Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном. Повторить 4-5 раз.
8.Перемещать взгляд по траекториям, изображённых на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против. Повторить 4-5 раз.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность упражнений должна быть около 2-х минут. Зрительная гимнастика поможет восстановить функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза и предупредить его переутомление.

Общеукрепляющие упражнения.

Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счёт 1-2 – встать на носки, руки вверх - наружу, потянуться вверх за руками, на счёт 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
И.п. – ноги врозь, руки вперёд; на счёт 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счёт 2 – о.с.; на счёт 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счёт 1 – согнуть правую ногу и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу; на счёт 2 – приставить ногу, руки вверх – наружу; на счёт 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счёт 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счёт 2 – локти вперёд; на счёт 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках; на счёт 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад; на счёт 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Сесть на стул; на счёт 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад; на счёт 3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторит 4-6 раз. Темп средний.
Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе; на счёт 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счёт 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Сесть на стул, руки на пояс; на счёт 1 – повернуть голову направо; на счёт 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счёт 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счёт 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью; на счёт 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счёт 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища; на счёт 1-2 – руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счёт 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища; на счёт 1-2 - наклон вперёд; правая рука скользит вдоль тела вверх; на счёт 3-4 – о.с.; на счёт 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Категория: Воспитание детей | Добавил: eva (27.02.2013)
Просмотров: 924 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]