Краткая психологическая характеристика ТРЕВОЖНЫХ обучающихся:
- Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты, экзамен (устный, письменный)).
- Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, при устном ответе возвращаются к сказанному и вносят поправки-уточнения.
- При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями экзаменатора. Обычно задают много уточняющих вопросов, часто переспрашивают преподавателя, проверяя, правильно ли они его поняли.
- При выполнении индивидуального задания всегда просят посмотреть, правильно ли они его сделали.
- Манипулируют предметами: часто грызут ручку, теребят волосы или пальцы и одежду и т.д.
- Наиболее трудной стороной во время сдачи экзамена для тревожных и неуверенных обучающихся является отсутствие эмоционального контакта с преподавателем.
Стратегия поведения педагога:
На этапе подготовки.
- Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
- Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной работой».
Во время проведения экзамена.
Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребёнку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».
Краткая психологическая характеристика НЕУВЕРЕННЫХ обучающихся:
- Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей.
- Неуверенные дети не смогут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют.
- Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений.
- В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не имеют собственную точку зрения. Неуверенные дети подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
- Основные трудности - не умеют опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения.
Стратегия поведения педагога:
На этапе подготовки
- очень важно, чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора.
- При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.
Во время проведения экзамена
- неуверенного ребёнка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? И предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»
- Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».
- Это только усилит тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
|