Приветствую Вас, Гость
ДИАГНОСТИКА (ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ)


Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности. В данном разделе подобраны в основном методики на направленность, а также тесты способностей.

  1. Опросник для определения сферы профессиональных предпочтений
  2. Тест «Предпринимательские способности»
  3. Тест «Начинающему миллионеру»
  4. Тест «Артистические наклонности»
  5. Методика «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП)
  6. Определение профессиональной готовности (ОПГ)
  7. Методика «Карта интересов» (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
  8. Методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2)
  9. Тест по выявлению организаторских способностей
  10. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»
  11. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
  12. Опросник профессиональных склонностей
  13. Тест-анализ житейских стереотипов при выборе профессии
  14. Методика определения основных мотивов выбора профессии
  15. Опросник «Мыслитель или художник»
  16. Тест «Общительность»
  17. Матрица выбора профессии
  18. Скачать программно-информационный комплекс "Самоопределение"
  19. Он-лайн тесты

 

 Данная методика применяется для оценки склонностей воспитанников к различным
 сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно
 отнести к следующим шести типам.
 1. Сфера искусства «человек ? художественный образ».
 2. Сфера технических интересов «человек ? техника».
 3. Сфера работы с людьми «человек ? человек».
 4. Сфера умственного труда ? склонность к умственной деятельности.
 5. Сфера физического труда ? склонность к подвижной (физической) деятельности.
 6. Сфера материальных интересов ? производство и потребление материальных благ.
 Инструкция: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих
 два варианта ответа.
 Если Вы полностью согласны с вариантом а) или б) нажмите кнопку "согласен с а)"
 или "согласен с б)".
 Если Вы не согласны как с вариантом а), так и с вариантом б), то выберите из
 них наиболее предпочтительный для Вас нажав кнопку "предпочитаю больше а)" или
 "предпочитаю больше б)".
 
1/30
Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:
а) цвет, совершенство форм;
б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).
Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся:
а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
б) мужество, смелость, выносливость.
Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.
Какое награждение Вас больше бы обрадовало.
а) за общественную деятельность;
б) за научное изобретение.
Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:
а) сложность ходьбы, грациозность участников парада;
б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).
Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:
а) чем-либо практическим (ручным трудом);
б) общественной работой (на добровольных началах).
Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:
а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);
б) новых продовольственных товаров.
Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:
а) музыкальный;
б) технический.
Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:
а) на сплоченность коллектива;
6) на создание необходимых удобств.
Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:
а) литературно-художественные;
б) научно-популярные.
Что важнее для человека:
а) создавать себе благополучный, удобный быт;
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
Для благополучия общества необходимо:.
а) техника;
б) правосудие.
Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:
а) о развитии науки в нашей стране;
б) о достижениях спортсменов нашей страны.
В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность:
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории.
Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала:
а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);
б) работа с машинами.
Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:
а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;
б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а) то, что они несут людям искусство и красоту;
б) то, что они выполняют общественно полезную работу.
Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
а) физика;
б) физическая культура.
Что обществу принесет больше пользы:
а) забота о благосостоянии граждан;
б) изучение поведения людей.
Какого характера научную работы Вы бы выбрали:
а) работу с книгами в библиотеке;
б) работу на свежем воздухе в экспедиции.
Представьте, что Вы - профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям по литературе;
б) опытам по физике, химии.
Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:
а) как известный спортсмен на международные соревнования;
б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием:
а) о выдающихся художниках;
б) о выдающихся ученых.
Что Вас больше привлекает при чтении книг:
а) яркое изображение смелости и храбрости героев;
б) прекрасный литературный стиль.
Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение:
а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:
а) Поповым и Циолковским;
б) Менделеевым и Павловым.
Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;
б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.
Что бы Вас больше заинтересовало в печати:
а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;
б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:
а) главного инженера завода;
б) директора универмага.
Как Вы считаете, что важнее:
а) много знать;
б) создавать материальные блага.

 


 

 
Тест позволяет оценить уровень Ваших предпринимательских способностей (подготовила Т. Матвеева).
 
Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.
1/20
"Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?"
"Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?"
"Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?"
"Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег?"
"Вы здоровы?"
"Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?"
"Любите ли вы общаться и работать с людьми?"
"Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?"
"Понятны ли вам идеи и мысли других?"
"Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?"
"Знакомы ли вы с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?"
"Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которые вы собираетесь предложить?"
"Есть ли у вас начальная подготовка в области маркетинга и финансов?"
"Хорошо ли идут дела в вашем городе (области) у других предпринимателей вашего профиля?"
"Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?"
"Располагаете ли вы достаточными финансовыми средствами, чтобы поддержать свое предприятие в течение первого года его существования?"
"Есть ли у вас возможность привлечь к финансированию создаваемого вами предприятия родных и знакомых?"
"Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?"
"Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?"
"Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело это главная ваша мечта?"

 



Тест «Начинающему миллионеру»

Сможете ли Вы заработать миллион? Не знаете? Тогда пройдите этот короткий тест, отмечая подходящие варианты ответа.
1. Каким способом легче всего делать деньги:
а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно же, вкладывать имеющиеся деньги в дело;
б) надеяться на «дядюшкино наследство», пытать счастья в лотерее;
в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей, или же заняться политикой.
2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас самую большую улыбку:
а) Дональд Дак;
б) Густав Ганс;
в) Догоберт Дак.
3. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить сделку:
а) от полумиллиона до миллиона;
б) до десяти миллионов;
в) десятки миллионов и выше.
4. С каким высказыванием вы согласны:
а) чем больше денег, тем больше удовольствия;
б) деньги означают власть;
в) деньги вызывают много зависти.
5. Известна ли вам так называемая игра «по письму»? Вы кладете в конверт небольшую сумму, ищете жертву, которая также платит, и в конечном счете ваше капиталовложение возвращается к вам в многократном размере. Какую роль вы готовы при этом играть:
а) не участвовать;
б) участвовать и зарабатывать при этом;
в) быть инициатором игры.
6. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных газетах:
а) я был бы очень этому рад;
б) нет;
в) обо мне и так часто пишут.
7. Каким способом можно выигрывать на скачках:
а) рисковать высокими ставками;
б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;
в) купить лошадь-победителя.
8. Кто, по вашему мнению, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом:
а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен;
б) адвокат, врач, маклер, политик;
в) глава фирмы, издатель.
9. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями:
а) я готов ссужать своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы;
б) деньги и дружба несовместимы;
в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.
10. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением:
а) разумеется, я бы наслаждался этим;
б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;
в) нет.
11. Куда вложили бы вы свои миллионы:
а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;
б) в акции и другие ценные бумаги;
в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).
12. Если у вас уже есть пара миллионов, будете ли вы стремиться заработать дополнительно:
а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь;
б) конечно;
в) нет, поскольку мне хватает.

Если вы выбрали ответ, пометьте «заработанные» очки.
Первый вопрос: а) 6 б) 0 в) 3
Второй вопрос: а) 3 б) 0 в) 6
Третий вопрос: а) 0 б) 3 в) 6
Четвертый вопрос: а) 6 б) 3 в) 0
Пятый вопрос: а) 3 б) 0 в) 6
Шестой вопрос: а) 0 б) 6 в) 3
Седьмой вопрос: а) 0 б) 3 в) 6
Восьмой вопрос: а) 0 б) 3 в) 6
Девятый вопрос: а) 3 б) 6 в) 0
Десятый вопрос: а) 0 б) 3 в) 6
Одиннадцатый вопрос: а) 3 б) 6 в) 0
Двенадцатый вопрос: а) 3 б) 6 в) 0
Сложите все набранные очки.
От 0 до 23 очков. Лучший способ разбогатеть для вас лично — это либо удачно жениться, либо стать наследником, либо, наконец, играть в лотерею.
От 24 до 48 очков. Богатство связано доя вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Лучше всего делайте карьеру и займите кресло шефа, даже если это не принесет вам желаемых миллионов, ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте.
От 49 до 72 очков. У вас самые лучшие шансы когда-нибудь стать миллионером (если вы уже таковым не являетесь). У вас коммерческий склад ума, вы разделяете деньги и службу. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо умножать свое богатство.



Тест «Артистические наклонности»

Тест "Артистические наклонности"
Некоторые любят петь. Другие могут целыми днями слушать музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство — украшение жизни. А есть люди, для которых область искусства — что-то совершенно ненужное и бесполезное. Ответив на предлагаемые вопросы, вы узнаете к какой группе Вы относитесь.
1. Есть ли разница между словами тон и нюанс?
2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?
3. Вы любите рисовать?
4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
6. У вас очень плохой почерк?
7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
8. Любите ли вы посещать музеи?
9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?
10. Вы любите чертить геометрические фигуры?
11. Часто ли посещаете художественные салоны?
12. Склонны ли вы долго бродить по улицам?
13. Любите ли одиночество?
14. Кажется ли вам абсурдом, когда кто-то начинает декламировать стихи?
15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
16. Надолго ли запоминаете красивые пейзажи?
17. Кажутся ли вам очень красивыми морские камни?
18. Любите ли новые встречи и знакомства?
19. Нравится ли вам читать стихи вслух?
20. Не было ли желания разрисовать картинами стены своей комнаты?
21. Часто ли меняете прическу?
22. Часто ли переставляете мебель у себя дома?
23. Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?
24. Пишете ли вы стихи?
Посчитайте себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и ответ "нет" на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.
Больше 16 очков. Можно сказать совершенно определенно одно:
у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.
8—16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы скорее рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.
Менее 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката.



Методика «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП)
Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.
Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с группой. Вся методика занимает обычно около 30 минут.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а Вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и, по возможности, обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной».
   Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а воспитанники кратко отвечают на них.
    Перед тем, как собрать листочки с ответами воспитанников, ведущий (психолог) предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого - сначала немного поучиться оценивать свои ответы.
   Далее, психолог зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить воспитанникам и более конкретную шкалу - см. Критерии оценок). Воспитанники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.
   Наконец, психолог предлагает воспитанникам против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.
   Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:
1)    Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы воспитанников и сравнить свои оценки с самооценками учащихся.
2) Можно также подсчитать, какой средний балл для данного класса по каждому из ответов (по каждой из позиций профессионального самоопределения), что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с классом, уже с учетом того, где у большинства школьников имеются проблемы (невысокие средние баллы), а где этих проблем поменьше (средние баллы высокие). При этом можно даже сравнить средние баллы по данному классу в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким - все осталось без изменений, а может даже и ухудшилось. Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы.
3) Наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его…). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного воспитанника.
 
Перечень вопросов для опросника по построению Личной
профессиональной перспективы - ЛПП
 
1.   Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2.        Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3.   Когда в России жизнь станет лучше?
4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохо!).
5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20 - 30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?
7. Выделите основные 5 - 7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.
9.  Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе.
Критерии оценок (и самооценок) для опросника
по схеме построения ЛПП
 
1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2 -3 баллов).    



Определение профессиональной готовности (ОПГ)
Опросник разработан Л.И. Кабардовой и предназначен для диагностики интересов и склонностей человека. В основу опросника положено представление о профессиональной направленности как субъективном состоянии личности, отражающем его способности и желания. Опросник основан на оценке клиентом своих возможностей, эмоционального отношения и своего желания или нежелания заниматься определенными видами профессиональной деятельности. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют к человеку, по условиям, средствам или предмету труда являются наиболее типичными для профессий пяти типов, выделенных Е.А. Климовым по предмету труда.
   Воспитанникам предлагается опросник из 50 вопросов о видах действий, решений той или иной задачи. Каждый извопросов оценивается по показателям: а) умение выполнять конкретную задачу; б) отношение к выполняемой задаче; в) желание, чтобы данная задача присутствовала в вашей будущей профессии.
   Ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах (0, 1, 2) по каждому из перечисленных показателей; результаты фиксируются в соответствующих графах («а», «б» и «в») «Листа ответов».
Инструкция: «Внимательно прочитайте вопрос. На него Вы должны дать три ответа и оценить их в баллах:
а) делаю, как правило, хорошо - 2; делаю средне - 1; делаю плохо (совсем не умею) - 0;
б) положительное отношение - 2; нейтральное (все равно) - 1; отрицательное - 0;
в) да - 2; все равно - 1; нет - 0.
Свои оценки в баллах Вы фиксируете в «Листе ответов» (в графах, соответствующих номеру вопроса и показателям ответов - «а», «б», «в»).
Если Вы не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух показателях («а» и «б») и попробуйте оценить только третий показатель («в»). Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками».
 
Опросник
 
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. д.).
3. Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток и т. д.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру.
23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить, лечить, обучать.
24. Публично выступать со сцены, подражать, изображать кого-либо, читать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой, рассказами детей.
26. Выполнять задания, связанные с математикой, химией, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
27. Ремонтировать бытовую мебель, несложные бытовые приборы.
28. Разбираться в породах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно и письменно.
30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания, требующие хорошего знания математических формул и законов, умения их правильно применять.
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33. Сразу отмечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, выступать со сцены (исполнять песни, танцевальные номера).
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Углубленно интересоваться проблемами биологии, анатомии, ботаники, зоологии – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструированные новинки.
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требу