Приветствую Вас, Гость
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ


Уважаемые родители - Ваш ребенок выпускник школы, будущий абитуриент, а это значит, что для Вас остро встал вопрос о профессиональном выборе. Куда лучше пойти учиться ребенку? Какую специальность выбрать, как помочь ребенку в период экзаменов? Как поддержать? На эти и многие другие вопросы предлагаем Вам ответы

  1. Мы выбираем, нас выбирают
  2. Как выбрать ВУЗ?
  3. В поисках своей профессии
  4. Скоро экзамены
  5. Советы родителям «Как помочь детям подготовиться к экзаменам»
  6. Памятка для родителей «Как помочь детям в процессе подготовки к экзамену?»



Мы выбираем, нас выбирают…

Люди выбирают профессию, а профессия выбирает людей. В древности считали, что некоторые люди от рождения являются любимцами богини Фортуны: что бы они не делали, все у них получается превосходно. Сейчас нам ясно, что каким бы одаренным ни был человек, все-таки одни дела удаются ему лучше, а другие - хуже. Это особенно важно понимать в тот период, когда молодые люди принимают решение о том, чем им заниматься в жизни.
В своих мечтах каждый человек видит себя преуспевающим, состоявшимся и счастливым. Собственный образ в будущем однажды начинает, так или иначе, включать в себя профессиональную жизнь. Кто-то хочет стать крупным бизнесменом, кто-то – известным актером, а другой мечтает получить Нобелевскую премию.
При выборе профессии важно не ошибиться, потому что действительно не только мы выбираем её, но и она нас. Можно закончить самое престижное учебное заведение и иметь блестящий карьерный старт, который обеспечат связи. Но ничто, кроме природных дарований, квалификации и труда не сделает человека профессионалом, которого будут уважать за то, что он человек своего дела.
Будущая профессия часто становится мечтой. Если не ребенка, то его родителей. Мечта, особенно состоявшаяся, конечно, приближает человека к счастью. Но вот вопрос: о чем и почему мы мечтаем? Один греческий философ сказал: «Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания». Определенно ответить, прав ли он, невозможно. Но часто это оказывается правдой в отношении выбора профессии. И это касается как родительских, так и юношеских мечтаний.
Выбор профессии для ребенка – дело неоднозначное, так как хорошо, когда  человек сам выбирает свою судьбу. Но часто случается, что родители не доверяют ребенку или ему самому проблема выбора кажется слишком сложной.
Если родители выбирают профессию для ребенка, то часто руководствуются следующими мотивами:
- престижность профессии в современном обществе;
- возможность в будущем без метаний обеспечивать себе достойный уровень жизни;
- желание передать кому-то свое дело (конечно, лучше собственному ребенку);
- желание видеть ребенка более успешным, чем сами родители;
- стремление исполнить свои несостоявшиеся юношеские мечты;
- реальность и доступность образования (в соответствии со своими представлениями о способностях сына или дочери);
- тревогой за судьбу ребенка (поэтому стремятся «подстелить соломку» в виде запасного варианта учебного заведения, если не поступит).
Все эти соображения, безусловно, являются очень значимыми. Никак нельзя игнорировать такие вещи. Но все-таки это не самое важное. Ни одно из этих преимуществ не сделает так, чтобы профессия ответила вашему сыну или дочери взаимностью в выборе. Для того чтобы шанс на взаимность был достаточно велик, в этой ситуации должен самую весомую роль играть сам будущий профессионал.
Но дети тоже часто руководствуются не совсем удачными мотивами. Если ребенок выбирает себе профессию сам, то он часто ориентируется на:
- свои романтические представления о профессии, почерпнутые из кино и художественной литературы;
- профессиональные предпочтения родителей или других значимых взрослых (причем это могут быть как реальные профессии, так и те, о которых эти взрослые только мечтали);
- семейные традиции (в семье существует целая династия профессионалов в одной и той же области);
- свои негативные чувства, в том числе страхи (боязнь ответственности, неуспеха, трудностей при обучении; неприязнь к людям, которая перенеслась на их профессию; отдельные неприятные ситуации, которые были связаны с определенной деятельностью и т.д.);
- престиж профессии, как во взрослом мире, так и среди сверстников;
- информация о профессиях, которая транслируется СМИ (нередко это иллюзорные представления и о содержании этой работы, и о процессе обучения);
- свои предпочтения в школьных предметах (а это, в том числе, связано не с тем, что нравится/не нравится дело, а тем какие отношения сложились с учителем).
Ошибки в выборе подростков обычно связаны с недостатком информации и опыта. Раз нет своего, то, конечно, стоит пользоваться чужим. Главное при этом собрать сведения из многих источников, а на некоторые вещи взглянуть поближе. И основные вопросы, которые нужно себе задавать: «Каких качеств потребует от меня эта работа и есть ли они у меня?», «Сколько усилий мне придется затратить на то, чтобы добиться успеха?», «С какими людьми мне придется работать вместе и для кого?», «Кому нужна эта профессия?», «Что на самом деле мне придется делать на работе каждый день, какие есть варианты?». Даже если не на все вопросы удалось внятно себе ответить – не беда. Вы получите очень много важной для вас информации. Если большая часть её вас устраивает, то можно считать выбор подтвержденным. Профессий без трудностей и недостатков не бывает, главное, чтобы эти испытания были вам по силам.
Иногда получается так, что срок подошел, а выбор сделать так и не смогли. В этом случае часто поступают так:
- идут учиться туда же, куда школьные друзья;
- выбирают учебное заведение поближе к дому;
- опираются на помощь знакомых (куда помогают поступить, туда и отправляются);
- выбирают самое модное;
- выбирают наиболее доступное по уровню нагрузки;
- предоставляют выбор учителю или специалисту в области профориентации.
И в этих случаях нельзя сказать, что в решении задействованы незначимые факторы. И это, безусловно, очень важно. Но, выслушав все советы и пообщавшись с товарищами, важно все-таки всерьез примерить на себя будущее занятие. Почитайте материалы в Интернете об этой профессии, изучите информацию на сайтах учебных заведений, просмотрите профессиональные сайты и форумы. Выясните, где и как в конкретной области вы сможете строить свою карьеру.
Сколько бы советов вы не получили от самых компетентных лиц: учителей, опытных знакомых, специалистов в области профориентации, – последнее слово всегда остается за тем, кто будет обучаться выбранной профессии и работать в ней. Самая большая ошибка, которую может совершить будущий специалист – безынициативность. Важно, пусть пройдя через некоторые мучения, сделать осознанный выбор. Пусть он также может оказаться небезупречным, и в этом случае можно ошибиться. Но усилия точно не пропадут даром. В этом случае вместо непонятного чувства неудовлетворенности у молодого человека будет понимание ситуации. Всегда можно проанализировать свои ожидания и сравнить их с реальной ситуацией.
А ещё важно помнить, что в учении, как правило, тяжело. Поэтому не стоит бросать начатое раньше, чем вы убедитесь, что не устраивает вас действительно сама профессия, а не трудности на пути к её освоению.


Как выбрать ВУЗ?

Учеба в ВУЗе – самый первый и один из самых важных шагов на пути к желанной профессии. В течение этих нескольких лет формируется базовое профессиональное мышление, приобретается первый опыт, в ВУЗе у молодого специалиста есть возможность общаться с опытными и яркими профессионалами – преподавателями. Это время формирования первых профессиональных связей, творческое и, вместе с тем, трудное время нового этапа становления личности.
Вы определились с будущей профессией. Куда пойти учиться? Этот вопрос неминуемо возникает следом за первым.
Выбор места учебы в современном мире очень непростое дело в первую очередь потому, что возможности очень широки. Если вы, конечно, не решили овладевать какой-нибудь очень редкой специальностью, например, лютьер (мастер по изготовлению деревянных струнных инструментов). Это профессия, освоить которую на достаточном уровне можно только, поступив в персональные ученики к опытному квалифицированному мастеру. Специализированных учебных заведений для освоения этим искусством практически не существует.
Что касается специальностей распространенных и особенно модных (финансист, юрист, психолог, дизайнер, IT-специалист и т.д.), то они предлагаются к освоению огромным количеством учебных заведений. Как же выбрать правильно?
Для начала соберите достаточно полный список подходящих учебных заведений. Для этого можно воспользоваться соответствующими справочниками или информацией в Интернете.
Полученный список нужно оценить по нескольким параметрам: статус ВУЗа, его направленность и специализация, наличие сильного профессорского состава, условия поступления (конкурс, стоимость, наличие бюджетных мест). Также полезно отметить, есть ли в ВУЗе военная кафедра, места для прохождения практики и собственная библиотека.
В соответствии с полученной информацией оцените ваши возможности, – какой уровень вам по силам? Сможете ли вы, например, поступить в одно из ведущих учебных заведений в стране? В больших ВУЗах обычно необходимо дополнительно к ЕГЭ сдавать один или два экзамена по определенным предметам. Уровень требований к поступающим может быть довольно высоким. Узнать о том, какой сложности задания необходимо выполнять на экзамене, можно также используя Интернет и справочную литературу, где публикуются материалы вступительных экзаменов прошлых лет.
Хорошо убедитесь в том, что избранный уровень вам по силам. Но, с другой стороны, никто не мешает пробовать себя и ловить удачу за хвост, – вдруг получится поступить, а вы от себя такого и не ждали?
При выборе ВУЗа и факультета обязательно следует думать о будущей работе: для чего вы учитесь, к какой карьере себя готовите? Одна и та же специальность может преподноситься по-разному: больше теоретических или практических знаний, наличие узкой специализации, помощь в профессиональном развитии и построении карьеры и т.д. Обязательно изучите состав кафедр учебного заведения и почитайте больше о преподавателях, ознакомьтесь с возможностями последипломного образования и трудоустройства. В некоторых учебных заведениях не принято помогать молодым профессионалам подниматься на ноги, в других вам помогут построить карьеру только на научном поприще,  в третьих очень заботятся о том, чтобы потраченные на студента силы не пропали даром – нужно, чтобы люди после окончания ВУЗа непременно шли работать по специальности и не жалели о годах учебы. Эту информацию не всегда легко получить, но и тут вам поможет вездесущий Интернет – специальные сайты и блоги.
По-настоящему почувствовать дух ВУЗа вы сможете, посетив Дни открытых дверей. Сейчас они проводятся в разные сроки – с сентября по апрель. Узнать конкретные даты вам поможет сайт этого учебного заведения.
Следует обратить внимание на формальные стороны вопроса. Негосударственные ВУЗы, а также коммерческие отделения некоторых государственных, предлагают иногда освоить программу в укороченные сроки, пользуются необычным и с первого взгляда привлекательным учебным планом, предлагают обучение за границей. В некоторых случаях такие программы действительно могут оказаться интересными. Но чаще они эффективны для людей, уже имеющих первое высшее образование или особый опыт работы. Для того чтобы принять верное решение, лучше всего ознакомиться с государственными образовательными стандартами по данной специальности. Этот документ содержит достаточно полную информацию о том, какими должны быть базовые навыки тех или иных специалистов с точки зрения государства. Сопоставление программ позволит вам, хотя бы в общих чертах, оценить ваш будущий документ об образовании.
Если Вы выбрали коммерческий ВУЗ, важно:
- убедиться в наличии государственной аттестации и аккредитации;
- узнать, кто его учредитель – хорошо, если это солидная общественная организация;
- обратить внимание на год основания вуза (чем раньше вуз основан, тем, конечно, лучше);
- убедиться в том, что ВУЗ имеет собственный сайт – сейчас это считается обязательным требованием к образовательному учреждению любого уровня
Если вы решили учиться за рубежом, вам необходимо собрать гораздо больше информации – не только об интересующем учебном заведении, но и о специфике жизни в этой стране, о том, каковы дальнейшие перспективы профессионального развития для человека, обладающего таким дипломом, который вы хотели бы получить. Для каждой страны правила поиска информации будут своими, общим остается только одно правило: чем больше будет у вас знаний, тем увереннее вы будете чувствовать себя при совершении выбора.


В поисках своей профессии.

Уважаемые родители!
Если ваш ребёнок задаёт себе вопрос о выборе профессии – значит, этот вопрос для него актуален, и выбирать надо сейчас. Но любое серьёзное решение должно продуманно строиться на объективной информации. Надеемся, что наша сегодняшняя статья подскажет будущим абитуриентам с чего начать этот сложный путь.
 
Выбор профессии – это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учётом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:
1) Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например, родителей.
2) Склонности: интерес к определённым видам деятельности, пожелания.
3) Способности – как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.
4) Социальный спрос на ту или иную профессию, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.
 
Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчёт. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встаёт перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?..
Рассмотрим наиболее типичные ошибки выбора: - «Романтичная» или «интеллигентная» профессия. Увы, оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась, так сказать. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль оттого, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссёров. Имена режиссёров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам.
Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем…
- «Модная профессия». Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а, следовательно, безработица и жёсткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъём – предвестник спада.
- «Профессия, обещающая большие деньги». На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. Например, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах…  А ведь это в разных часовых поясах! Отсюда преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем…
- «Трудовые династии» или «профессия, как у…». Времена и социальные обстоятельства частенько меняются. Это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож надругого во всём остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.
Выбор профессии – это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по внешним проявлениям, без учёта её внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.
Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, надо, чтобы кто-то мог предоставить объективную и своевременную информацию об этом пространстве, всё времяотслеживая его изменения. Специалисты по профессиональному консультированию осуществляют эту часть своей работы, опираясь на обширные материалы экономических, социологических и социально-психологических исследований. Существенным моментом здесь является то, что современные научные исследования позволяют не только видеть «надводную часть айсберга» (очевидный спрос на представителей той или иной профессии), но и заглядывать значительно глубже. Комплексный анализ сегодняшней ситуации в образовании, в промышленности, в науке и в других сферах человеческой деятельности позволяет строить прогнозы относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет.
Следующий аспект – это выявление ваших способностей и склонностей. Способности и склонности – это не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому-либо виду деятельности, но успех в ней обойдётся вам слишком большой физической и (или) психологической ценой. Предупредить вас об этом (руководствуясь результатами специального обследования) – долг профессионального психолога. Однако не стоит опасаться, что вас будут убеждать поставить крест на своей мечте, отказаться от собственных предпочтений. Это совсем не так. Адаптационные возможности человека чрезвычайно высоки, поэтому вам в случае необходимости будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств (например, тренинги развития внимания, творческих и организаторских способностей, уверенности в себе и пр.).
Ещё один аспект деятельности профконсультанта – помочь вам составить полное, многостороннее представление о той профессии, которая вас заинтересовала. Для этого на основе опросов работающих в настоящее время профессионалов и материалов наблюдений за ними психологов, врачей составляются специальные базы данных. В них содержится информация о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Кроме того, анализируются данные о возможных причинах неуспеха, типичных ситуациях в коллективе, скорости и направлении «служебного роста», а также о наиболее распространённых профессиональных заболеваниях и причинах недовольства своей работой.
При профконсультировании школьников психологи обычно смещают акцент с момента выбора конкретной профессии на выявление и развитие их способностей, а также на разностороннее ознакомление с миром всевозможных профессий.
В поисках специалистов по профориентации целесообразнее обращаться в специализированные центры, как правило, организованные на базе вузов и других научных организаций. Кроме того, подобная услуга предоставляется в ряде крупных кадровых агентств. Где лучше – это вопрос индивидуального предпочтения. Диапазон цен чрезвычайно широк: от 5 до 50 у.е. Важно заранее выяснить, что входит в предлагаемую в данном случае процедуру. Если вам за высокую цену предлагают принять участие исключительно в стандартизированной процедуре компьютерного тестирования и обещают в качестве результата «распечатку с рекомендациями» - это не самый лучший вариант. Помимо компьютерного тестирования вы вправе рассчитывать на консультацию (беседу) со специалистом. Не лишним будет заранее узнать профессиональный статус вашего собеседника и время, отводимое на беседу. За 10-15 минут вряд ли можно оказать помощь в принятии серьёзного решения. Там, где работает конвейер, нет смысла рассчитывать на внимательное отношение к клиенту. Наилучшие рекомендации вам сможет дать специалист по психологии труда, то есть профессиональный психолог, специализирующийся в этой области. Учитывая все советы специалистов по профориентации, вы будете двигаться в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор останется за вами.


Скоро экзамены

Совсем скоро у 9- и 11-классников начнутся выпускные экзамены. Как бы хорошо ни учился ребенок, экзамен для него все равно всегда - стрессовая ситуация. Редкий ребенок не волнуется перед экзаменом, не боится, что "завалит". Как родители могут поддержать детей, помочь им справиться с этим волнением?
Для того чтобы у ребенка было меньше оснований для волнения, он должен быть хорошо подготовлен к экзамену, чувствовать уверенность в том, что может успешно его сдать. Понятно, что если ребенок весь год учился кое-как, с "двойки" на "тройку" перебивался, то его страх перед экзаменом вполне обоснован. И тут родителям уже не о преодолении волнения надо беспокоиться, а о том, чтобы наверстать упущенное, "дырки" в знаниях хоть как-то залатать. Не секрет, что некоторые малодушные родители в таких случаях прибегают к медицинской помощи - всеми правдами и неправдами стараются получить справку о том, что ребенок по состоянию здоровья от экзаменов освобождается. Другие нанимают репетитора, чтобы "натаскал" ребенка к экзамену.
Но не только слабо успевающие школьники "боятся" экзаменов. Нередко даже отличники перед экзаменом чувствуют волнение, страх и неуверенность в своих силах. Если их родители тоже переживают и волнуются, дети начинают волноваться еще больше. А иногда бывает и так: родители, видя, что ребенок не очень беспокоится по поводу экзаменов, думают, что он недопонимает всей ответственности, переоценивает свои силы, и начинают "дергать" его, пугать трудностями, которые его ждут. И нередко добиваются своего: ребенок, в конце концов, начинает волноваться. И тогда волнуются уже все вместе. А от этого волнения никакой пользы нет, даже наоборот, - некоторые дети из-за излишнего волнения сдают экзамены гораздо хуже, потому что не могут собраться, сосредоточиться. Бывает, что, вообще, от этого у них из головы все "вылетает" - вроде бы и учили, но ничего не помнят. Так что, лучше поддерживать ребенка, вселять в него уверенность в успехе. И не показывать своего волнения, хотя демонстрировать полное равнодушие тоже не стоит: ребенок может подумать, что родителям все равно, как он сдаст экзамены, что им до него нет никакого дела.
Очень важно в период экзаменов, чтобы атмосфера в доме была не нервозной, а спокойной и доброжелательной. Не стоит каждые десять минут напоминать ребенку, чтобы он готовился к экзамену и пугать его ужасными последствиями плохой подготовки. Вместо этого надо помочь ему организовать такой режим дня, чтобы было время и для качественной подготовки, и для отдыха. Как говорится, "и делу время, и потехе час".
Об отдыхе во время подготовки к экзаменам забывать нельзя. Не совсем правы те родители, которые противятся любой попытке ребенка отвлечься от учебных занятий и заняться чем-нибудь "для души": "Отдыхать", - говорят они, - "потом будешь, после того, как экзамены сдашь". Но переутомление отнюдь не способствует более успешной сдаче экзаменов.
Лучше всего, если ребенок занимается подготовкой к экзамену в строго отведенное для этого время. Пересиживать это отведенное время не следует, эффективность занятий от этого не увеличивается. Важно, чтобы в это отведенное для занятий время ребенок не отвлекался на другие дела, не терял времени даром, а именно готовился к экзамену. Этому способствует план подготовки: распределение тем, билетов, вопросов по дням и часам. А "сделал дело - гуляй смело", т.е. если ребенок выполнил план, сделал то, что запланировал, значит, может и отдохнуть: погулять, поиграть, с друзьями пообщаться.
Вечером, перед сном, полезно повторить то, что выучил за день. И если понял, что день прошел не зря, со спокойной совестью можно ложиться спать. Надо помнить, что привычка некоторых людей заниматься по ночам (якобы для того, "чтобы никто не мешал") не является хорошей: сбивается ритм сна и бодрствования, что само по себе довольно вредно и плохо отражается на общем самочувствии и здоровье, не говоря уж о том, что такие занятия мало эффективны.
Очень важны в период экзаменационных сессий прогулки и игры на свежем воздухе, занятия спортом. Они повышают тонус, поднимают настроение, способствуют эмоциональной разрядке, что немаловажно для ребенка в такой стрессовый период его жизни. К тому же, такие занятия укрепляют здоровье, что весьма актуально для наших школьников.


Советы родителям

«Как помочь детям подготовиться к экзаменам»

1.    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2.    Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
3.    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
4.    Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
5.    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
6.    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
7.    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
8.    Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
9.    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
10.    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
11.    Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
12.    Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
13.    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
14.    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
15.    пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
16.    внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
17.    если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
18.    если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
19.    И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ?»


Экзамены – это важнейший обряд, испытание, которое надо пройти каждому.
Дело родителей - помочь справиться с этой стрессовой ситуацией.
Накануне экзаменов каждый школьник чувствует тревогу и перевозбуждение.
Эти чувства стимулируют- побуждают сесть за стол и начать работать.
В организме вырабатываются гормоны, которые улучшают концентрацию,
занятия становятся более продуктивными. Но не редко стресс парализует волю.
Ребенок становится неусидчивым, подавленным, думает о неудаче.
Как помочь справиться с тревогой?
1.Определите значимость события.
Прежде всего надо понять, разобраться , какую роль играет этот экзамен в судьбе ребенка: обычный полустанок, который мелькнет и забудется, или «разъезд», от которого зависит его жизненный выбор. И тогда отношение будет соответствующим.

2.Расставьте приоритеты.
Переведите жизнь семьи в ритм экзаменов, другие дела временно должны отойти на второй план.

3.Создайте благоприятные эмоциональные условия.
Атмосфера в семье должна быть спокойной и конструктивной.
Не делитесь с подростком своими тревогами, если волнуетесь больше, чем он.
Поддерживайте уверенность в своих силах. Напоминайте о том позитивном опыте, который он имел. Но и не утверждайте, что «всех шапками закидаете, и другие ему в подметки не годятся».

4. Соблюдайте режим дня, согласующийся с биоритмами
 
ребенка.
Не тратить время попусту и чередовать отдых и занятия, находить время для спорта, сна. Способность к концентрации имеет свои пределы, и наступает момент, когда уже ничего не запоминается.
Не навязывайте ребенку свой стиль : одни лучше занимаются с утра, другие вечером под музыку. То, что помогло вам в годы учебы, необязательно поможет ему.

5.Организуйте полноценное питание, насыщенное белками, жирами, углеводами и витаминами.

6. Обращайтесь в случае необходимости  за помощью к специалистам.
·    Педагоги помогут организовать материал выступления согласно композиционному плану.
·    Психологи помогут научиться вести себя уверенно.
·    Медики дадут рекомендации по охране соматического здоровья в период стрессовой ситуации экзамена.



Экзамены грядут, и протестует душа…

Уважаемые родители!
В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» - эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.
Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.
Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.
Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в котором будет поступать ваш ребенок.
Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда для вас. Постарайтесь сами научиться, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.
Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неопределенные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вмести с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.
Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субьективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребенка, например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!».

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые проблемы. Очень много можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.